В Советские времена было принято называть улицы в честь руководителей и партийных деятелей, или просто названия, такие как комсомольская, пролетарская и так далее…

После декоммунизации некоторым улицам вернули исторические названия, другие переименовали.

Многим людям трудно привыкнуть не только к новым названиям улиц (зачастую упоминают старые), но и так же не знают в честь кого она переименована.

Вот такая ситуация и с улицей Ульяновской, которая в настоящее время носит название братьев Шиянов.

По себе улица не продолжительная и находится в районе средней школы №4 и расположена между улицей Шевченко и Патриотов Украины.

Так кто такие эти братья?

Это Иван и Яков Шияны, как их называют последние казаки-меценаты.

После ликвидации Запорожской сечи, по указу императрицы Екатерины второй, войсками под командованием российского генерала Теклия, многие казаки начали искать новые края.

Многие осели в наших краях и, конечно же, в Никополе.

Центром казачества становился Никополь. Именно сюда стремились последние запорожцы, тут жили их побратимы, здесь стояла казацкая церковь Пресвятой Покровы Богородицы.

В этой церкви запорожцы пытались отыскать для себя надежду и опору в этой новой для себя жизни. Церковь в конце 1770-1780-х годов была деревянной, новопостроенной, поскольку перед этим горела, и ее отстраивали.

Поэтому в ней остро стояла проблема с утварью и иконами. В то же время Никопольский приход был одним из самых больших в губернии. В него входило 500 зимовников, а также учреждения переправы и таможни. Деньги в церковь поступали, но более всего старались братья Иван и Яков Шияны.

Неизвестно, откуда они родом, как попали на Сечь. Даже в книгах, где перечисляются верующие прихода Покровской церкви, они не указаны. Но зато известны их благодеяния, за которые оба были избраны ктиторами храма. Именно на их средства был создан церковный иконостас. Об этом свидетельствовала надпись на нем: «1782 года Сентября 20 дня сей иконостас здешними ктиторами Яковом и Иваном Шиянами собственными их, а не чиим другим коштом написан живописным искуством и за весь живописцу от них заплочено 800 рублей».

Протоирей Иоанн Карелин упоминает в своих описаниях местечка Никополь о том, что в год основания Покровской Сечи (1734 год) в селении Никитино устроилась церковь, настоятелем которой назначен был Иеромонах Межигорского монастыря.

В 1782 году в эту церковь был поставлен иконостас новый, вместо «увязанного на полотне», казаками Яковом и Иваном Шиянами, бывшими в ту пору церковными старостами, как гласит надпись, на самом иконостасе находящаяся: «1782 года, сентября 20, сей иконостас здешними ктиторами Яковом и Иваном Шиянами, собственным их, а не чиим иным коштом написан. Живописны и искусством за весь от них заплачено живописцу 800 рублей». А в 1783 году они уже устроили иконостас в алтаре, на горнем месте, написав: «1783 года сентемврия 28 дня, сие горне седалище, жертвенник и рукомойка сооружении, как снесарскою, так и живописным искусством собственными трудами здешних ктиторов Якова и Иванов Шиянов в честь церкви, себе же во спасение».

Эти оба иконостаса в 1796 году перенесены во вновь устроенную в местечке Никополе церковь; и теперь еще по своей художественности они служат украшением храма. те же Шияны заказали вылить колокол в 45 пудов и 18 фунтов, и ныне существующий на колокольне при церкви с надписью: «Сей звон сделан в Никопольской Покровской церкви фундаторами Яковом и Иваном Шиянами и всем обществом старанием священника Григория Деева, 1790 года».

Остается добавить, что портреты Ивана Шияна и полковника Войска Запорожского Афанасия Колпака были помещены в иллюстрированном приложении к новому изданию книги князя Мышецкого «История о казаках Запорожских», выпущенному в 1851 году на средства исторического общества обоих церковных старост-меценатов долгое время стояли слева и справа от иконостаса никопольской Покровской церкви (она просуществовала да 1934 года), «впоследствии духовенство приняло их и обратило в ризницу для хранения».

Судя по их описаниям и публикациям, Яков и Иван Шияны носили характерную для запорожцев одежду – кафтаны, подпоясанные широкими поясами, шаровары, сапоги.

В 1783 г. они же установили иконостас в алтаре, написав на горнем месте: «1783 года Сентемврия 28 дня. Сие горне седалище жертвенник и рукомойка сооружени, как снесарскою, так и живописним искуством собственными трудами здешних ктиторей Якова и Ивана Шиянов в честь церкви, себе же во спасение».

Позже Шияны также заказали отлить колокол весом 45 пудов 18 фунтов на звонницу при церкви, с надписью «Сей звон зделан к Никопольской Покровской церкви фундаторами Яковом и Иваном Шиянами и всем обществом старанием Священника Григория Деева 1790 года».

Когда в 1797 г. была освящена новая Свято-Покровская церковь, иконостасы и колокол были перенесены в новый храм. К сожалению, следы Шиянов далее в документах не просматриваются. Но все вещи, сделанные на их деньги, служили никопольчанам до первой половины ХХ века – до того, как в 1934 году никопольская Свято-Покровская церковь была варварски уничтожена, а ее иконостас был разломан и частично вывезен в Днепропетровск.

Единственная вещь, оставшаяся в городе от Шиянов – это колокол, который чудом уцелел и теперь находится на колокольне Спасо-Преображенского собора, звоном своим напоминая горожанам о двух братьях-казаках.

Скорее всего, это правильно, что оставили два указателя (старый и новый), но наверное не помешало бы где – то установить краткую информационную табличку про братьев Шиянов. И не только на этой улице. Так бы Никопольчане больше бы узнавали про историю родного города.

Александр Назаров.