Спам (от английского spam), т.е. массовая рассылка корреспонденции рекламного характера лицам, не выражавшим желания её получить, а также рассылка массовых сообщений. Распространителей спама называют, просто, спамерами.

Это «сейчас» и в начале бурного развития интернета началось массовое распространение общепринятого значения – термина «спам».

А первоначально SPAM это была торговая марка (продукта) консервированного мяса, производимого американской компанией Hormel Foods Corporation.

Расшифровывался как spiced ham, что в переводе означало «острая ветчина» (или же ветчина со специями). На деле же ветчиной там и не пахло – этот продукт являл собой колбасный фарш со специями.

SPAM появился на столах рядовых американцев, но свою «популярность» получил во время Второй мировой войны, когда Hormel Foods Corporation заключила контракт с армией США на поставку этого продукта американским солдатам. Во время войны было произведено немыслимо огромное количество консервов.

Если кто помнит китайскую баночную ветчину «Великая стена», имевшую хождение в 1990-х, СПАМ из той же серии.

К 1936 году компания Hormel Foods начала терять свои позиции на рынке консервов. Как маркетинговый шаг, она переименовала свои консервы в SPAM. Выход нового бренда на рынок сопровождался бурной и активной рекламной кампанией, по радио проигрывали песни наподобие этой:

Spam, Spam, Spam, Spam

Hormel’s new miracle meat in a can

Tastes fine, saves time

If you want something grand, ask for SPAM.

Что в переводе звучит как – то так:

Спам, Спам, Спам, Спам

Новое чудо-мясо Хормеля в жестяной банке

Прекрасный вкус, экономит время

Если вы хотите чего-то грандиозного, попросите СПАМ.

Это была порой и зачастую навязчивая реклама, в которой многократно повторялось слово SPAM. На одном из первых рекламном плакате в истории бренда – слово SPAM повторяется 21 раз.

Но пик популярности этого продукта пришелся на вторую мировую войну. Его поставляли не только в армию США, но и в Великобританию. Которая, в те годы, зависела от привозного мяса, поэтому во время войны население получало по карточкам около 2,5 кг мяса в месяц на человека (из них 500 г — мясо первого сорта), в то время как SPAM продавался относительно свободно и поэтому стал основным заменителем мяса. Немало SPAM’а потреблялось и в послевоенные годы.

Во время войны США в рамках ленд-лиза отправили в СССР 2,1 миллиарда (!) банок! Это было в пять раз больше, чем за годы войны было произведено консервов в самом Советском союзе.

Консервы обычно ели с гречкой и другими кашами. Да и технология открывания с прикрепленным к банке ключом была удобной.

После войны в США остались гигантские запасы консервов. Их наготовили на годы вперед. Консервы начали постепенно портится. И компания устроила новую массовую «агрессивную» рекламную кампанию по всему миру, чтобы распродать остатки со складов.

Реклама SPAM была видна на каждом углу. Вывески на магазинах, наружная реклама, транспорт – все было в рекламе SPAM. Газеты и журналы… По радио через каждые 30 минут включался реклама про эти консервы.

Во время Корейской войны (1950-1953 годов) и после неё тушенка-SPAM в огромных количествах поставлялась в Южную Корею, причем завоевала там такую популярность, что слово SPAM стало сленговым выражением  в корейском языке. Сегодня в Южной Корее любая ветчина в упаковке называется СПАМ.

И по сей день консервов SPAM в мире продается на сумму более $ 4 млрд в год. Американцы даже построили музей SPAM. В нем можно понаблюдать за процессом создания знаменитых консервов, а также посмотреть записи самых известных пародий на многочисленную рекламу SPAM.

Так от этого «мясного» продукта, получило значение любой навязчивой рекламы.

Сегодня уже трудно представить, что тридцать лет назад о слове «спам» никто не знал, по крайней мере, в его современном значении.

Александр Назаров.

Добавить комментарий